Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

© Н.А.Некрасов

— У Вашей компании есть сайт?
— Конечно же есть.

— А зачем он Вам?
— Чтобы клиентов получать.

— Неужто и на рекламу Вы деньги тратите?
— А то! Каждый месяц счета за СЕО, Директ, Адвордс оплачиваем. Дорого конечно, но заявки вроде идут.

— А какой из каналов лучше работает и окупается?
— Точно не уверен, но кажется все одинаково.


Узнали себя? — Если да, то сейчас будем разбираться с Вашей рекламой. Узнаем какая реклама у Вас не работает, а на какую нужно тратить в 2 раза больше.

Описанная ситуация вполне жизненная. Многие бизнесы могут оплачивать счета на рекламу “на автомате” годами. Особенно если счета маленькие. Эдакий интернет-карго-культ. Почему так происходит? Самое разумное объяснение — низкая конкуренция. Как следствие реклама [пока что] стоит не космических денег. Мало кто думает об аналитике и оптимизации затрат. Я имею ввиду не банальный отказ от рекламы, а именно поиск эффективных и дешевых стратегий.

Чем выгоднее ваша рыночная ниша, тем быстрее конкуренция становится заметной, а реклама дорогой. И вот тут без аналитики рекламных источников и грамотного маркетинга никуда.


Подавляющее большинство компаний ведут (а точнее НЕ ведут) аналитику рекламы вот так:


В идеальном мире процесс должен быть совсем другим.

Организовать такой “комбайн” по обработке данных возможно. Но дороговато.

На российском рынке существуют ~5 хороших решений для сквозной аналитики. Стоимость их использования 3-20 т.р. в месяц. А еще нужно будет вложиться в интеграцию с CRM/сайтом.


Мы же расскажем о промежуточном варианте. Он дешевле настоящей сквозной аналитики, а данные для принятия решений дает ничуть не хуже.


Легче всего такая аналитика дается интернет-магазинам. Нужно всего лишь настроить отслеживание электронной торговли в метрике/аналитике и сразу станет понятно, какой из видов рекламы дает продажи, а какой нет.

А как быть компаниям, продающим услуги? Их не покупают онлайн, цена часто индивидуальная и вообще в сфере услуг принято звонить в офис, а не на сайте заказы делать.  Можно у каждого звонящего спрашивать “откуда Вы о нас узнали?”. Вот только способ малоэффективный:

  • Ваш менеджер может забыть задать этот вопрос.
  • Клиент может
    • не знать (“в браузере ввел”),
    • перепутать (“в яндексе нашел” - директ или СЕО?),
    • обобщить (“узнал из интернета”).

Давайте разбираться как правильно и максимально эффективно отслеживать источники заявок (лидов) на сайте компании оказывающей услуги. За примером далеко ходить не нужно. ИНТЕРВОЛГА – как раз такая компания:

  • Мы продаем услуги. 
  • У нас нет каталога всех возможных услуг с кнопкой “купить онлайн”. 
  • Есть ощущение, что значительная доля клиентов обращаются к нам по телефону. 
  • Наш коммерческий директор до прочтения этой статьи верил, что основные продажи у нас происходят благодаря рейтингу партнеров 1С-Битрикс

Каналы взаимодействия и их особенности

Рассмотрим 4 самых популярных способа взаимодействия посетителей сайта с отделом продаж:

  • Телефон
  • Email
  • Формы обратной связи
  • Виджеты сторонних систем (онлайн-чат, обратный звонок, ловец лидов).

Отправку письма на почту непросто соотнести с посещением сайта. Для целей аналитики проще и быстрее заменить все email-адреса формами обратной связи. С другой стороны, есть люди которые не доверяют формам. Компромиссное решение: скрыть email-ы на 1-2 месяца для целей тестирования. Есть еще одна альтернатива: настроить email-трекинг или аналитику копирования/кликов email-адресов. Этот способ мы оставим за границами статьи.

Остается 3 канала по которым нужна аналитика. Для этого все взаимодействия из этих каналов должны быть “пронумерованы”, а Метрика/Аналитика должны запомнить для каждого последний значимый рекламный источник.

Как это сделать? - Единого ответа нет. Все очень сильно завязано на конкретный канал и технологии. Общий принцип одинаков: в момент начала взаимодействия нужно сообщить о нем в Метрику/Аналитику.

Телефонные звонки

Самый старый, самый оффлайновый и одновременно очень популярный способ коммуникации. Посетитель видит Ваш телефон на сайте, звонит по нему и оставляет заявку. И как его отследить? Правильно, коллтрекингом.

Коллтрекинг — система для аналитики звонков. Общий принцип работы — пользователь заходит на сайт, коллтрекинг определяет рекламный источник перехода и меняет номер телефона “привязанный к данному источнику”. Если пользователь позвонил по этому номеру в ближайшее время, звонок “засчитывается” источнику перехода. Современные системы коллтрекинга состоят из:

  • личного кабинета с настройками переадресации, голосового приветствия, автоответчика, итд;
  • javascript-кода для размещения в шаблоне сайта.

Дополнительными “фишками” коллтрекинга является запись телефонных звонков и внутренние отчеты по эффективности источников.

Что мы сделали на своем сайте

Мы подключили коллтрекинг Callibri на 1 месяц. Система работала с 1 по 31 августа и зафиксировала 50 звонков. Что показала аналитика смотрите в конце статьи.

Формы обратной связи

Форм обратной связи на сайте может быть великое множество. Они отличаются назначением и способом реализации:

  • формы обратной связи в классическом понимании,
  • комментарии и отзывы,
  • веб-формы,
  • форма регистрации,
  • подписка на рассылки.

Типовые сложности

Существуют 3 технические проблемы в отслеживании форм обратной связи:

  • Разные технологии реализации. Как следствие на каждый вид форм приходится писать свой код для отслеживания.
  • Неуниверсальность. Даже для форм разработанных по одной технологии часто приходится писать индивидуальный код. Никто не задумывается о полной и логичной автоматизации.
  • Сложность корректной передачи информации в системы аналитики. В идеале мы должны сообщать в метрику/аналитику о факте сохранения заявки в базе данных. Это трудно. Поэтому многие халтурят и либо отправляют событие при нажатии на кнопку “отправить заявку” (заявка может не отправиться из-за пропущенных обязательных полей) или при каждом открытии страницы “Заявка принята” (10 раз обновил страницу = зафиксировалось 10 взаимодействий).

Что мы сделали на своем сайте

Мы за “капитальный” подход в разработке сайтов. Поэтому за основу мы взяли наш модуль для отслеживания электронной торговли. Строго говоря он предназначен для интернет-магазинов. Но в нем реализована очень крутая штука которая нам поможет: “серверная очередь событий”.

А далее все просто. В PHP-коде мы подписались на события:

  • добавление элемента инфоблока (для форм обратной связи сделанных через добавление заявок в инфоблоки),
  • добавление результата веб-формы (большинство форм в нашем блоге),
  • комментарий в блоге,
  • регистрация пользователя,
  • подписка на рассылку.

На основе каждого такого битрикс-события мы собираем данные для аналитики и отдаем их в модуль электронной торговли. Он в свою очередь хранит и доставляет эти данные в браузер пользователя. Оттуда они попадает в dataLayer. А уже оттуда через Google TagManager разносится в Яндекс.Метрику и Google Analytics.

Звучит страшно, но на деле это в десяток раз проще и надежнее, чем программировать то же самое с нуля.

Виджеты CRM и других сторонних систем

В широком смысле под такими виджетами следует понимать онлайн-чаты, CRM-формы, сервисы “обратный звонок” и пр. Из всего перечисленного мы пользуемся только онлайн-чатом Битрикс24.

Живое общение с посетителями сайта увеличивает объем лидов. Мы прочувствовали это на себе в полном объеме. За 9 месяцев мы получили 300 обращений через онлайн-чат. В условиях растущей конкуренции эту возможность нельзя игнорировать. Поэтому, начинайте использовать Битрикс24 и в особенности открытые линии. 

Типовые сложности

Не все чаты предоставляют API для отслеживания.

Что мы сделали на своем сайте

Настроили передачу в первом сообщение чата уникального код диалога.

Тот же самый код передается в dataLayer GTM (отличное решение, почет тому сотруднику 1С-Битрикс, который до этого додумался). Из dataLayer данные плавно перетекают в Метрику и Аналитику.

Что мы узнали о своих рекламных каналах

Мы передаем в Метрику / Analytics следующие данные:

  • Тип взаимодействия:
    • Отправка заявки через форму добавляющую запрос в инфоблок
    • Отправка заявки через веб-форму
    • Сообщение в онлайн-чат
    • Подписка на рассылку
    • Регистрация
    • Комментарий в блоге
  • Уникальный номер взаимодействия: ID результата веб-формы, ID записи инфоблока, ID диалога, ID пользователя и т.д.

Метрика и Аналитика добавляют к нашим данным много полезного:

  • рекламный источник
  • поисковый запрос
  • и т.д.

На основе этих данных мы построили несколько отчетов с интересующими нас срезами. Например вот такой отчет мы используем для быстрого выяснения “откуда пришла вон та вчерашняя заявка”

report1.png

Разумеется, никто не мешает сделать другую группировку.

Инсайт #1. Откуда в ИНТЕРВОЛГУ поступают заявки на разработку/поддержку/маркетинг?

Помните я говорил, что наш ком. директор был уверен что заявки у нас в основном благодаря рейтингу 1С-Битрикс? Оказалось что не оттуда. Больше 80% всех входящих заявок у нас из СЕО, причем по очень низкочастотным запросам.

В итоге мы стали тратить меньше сил для поддержания высоких позиций в рейтинге партнеров 1С-Битрикс. И стали больше сил вкладывать в контент-маркетинг.

Инсайт #2. Откуда в ИНТЕРВОЛГУ поступают заявки на трудоустройство?

Поиск хороших сотрудников в IT — беда. У всех все плохо. Даже у Яндекса все плохо. Найти адекватного программиста за адекватные (и за неадекватные) деньги очень сложно. Наша аналитика в этом помогает.

Около половины заявок у нас… из СЕО! В основном по брендовым запросам. Еще четверть - из рейтингов веб-разработчиков: TagLine, RuWard, RatingRuneta.

Инсайт #3. Откуда в ИНТЕРВОЛГУ поступают звонки?

Коллтрекинг позволил нам узнать распределение рекламных источников:

  • 66% — поисковый трафик;
  • 26% — рекламные переходы (Директ, AdWords, сюда же включены наши соцсети);
  • 6% — не определено.

Можно детализировать источники еще глубже, например узнать из какой конкретно поисковой выдачи нам чаще звонят. Но на текущем этапе такой потребности не было.

report2.png

Итого

В 2017-м не знать рекламные источники лидов/заявок просто непрофессионально.

Пора настроить хотя бы простенькую сквозную аналитику. Мы знаем как и готовы помочь.

Почитайте также: Омниканальность и сквозная аналитика. Как продавать в Интернете в 2018 году

Оцените статью
27.11.2017
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями и коллегами!

Статьи по теме

Об актуальности продвижения ссылками в ПС Google — 3 примера в кейсахЦель любого бизнеса — получение прибыли. В век тотального перехода торговли в онлайн больше прибыли у того бизнеса, который заполучит бОльшее количество интерне...
Как выбрать seo-компанию — как найти надёжного подрядчика Компаний, занимающихся SEO-продвижением, так много, что при выборе подрядчика можно «потеряться» в этом разнообразии. Но основных критериев оценки подрядчи...
Повышение популярности интернет-магазина за счет качественного SEO Введение В июне 2021 года к нам за услугой поискового продвижения обратился интернет-магазин климатической техники. У клиента уже была настроена контекстн...
Плюсы SEO-продвижения для вашего бизнеса Введение Сегодня мы поговорим о плюсах и минусах применения поискового продвижения для улучшения бизнес-показателей компании. Многие считают, что SEO это ...
SEO-компания, фрилансер или инхаус-специалист — кого выбрать для продвижения сайта У большинства владельцев бизнеса нет времени вникать в тонкости SEO-продвижения, а также возможности сделать это дополнительной обязанностью одного из сотр...
Кейс: Комплексный подход в фармацевтическом онлайн-маркетинге и рост дохода аптеки на 45% Наш клиент «Добрая аптека» — аптечная сеть в Архангельской области и НАО. У Доброй аптеки десятки аптечных точек на Севере России и сайт с функциями интерн...
Мы работаем по одному из двух форматов:
  • аренда команды (от 2 человек, не менее 3 месяцев);
  • итерации с фиксированной ценой (1-3 месяца длительностью).
ИНТЕРВОЛГА предоставляет:
  • регулярные онлайн-планерки с заказчиком;
  • квалифицированных специалистов;
  • организованную команду (находятся в одном помещении, что упрощает решение рабочих вопросов);
  • полную прозрачность и регулярность отчетов о результатах.
Ключевые услуги:
  • нагруженный интернет-магазин;
  • личный кабинет;
  • оптовые продажи — B2B-платформа;
  • маркетплейс;
  • технический аудит сайта;
  • Битрикс24 — корпоративные HR-порталы;
  • Битрикс24 — построение CRM-системы;
  • Битрикс24 — личные кабинеты сотрудников;
  • Битрикс24 — аудит портала;
  • 1С — интеграция с другими системами;
  • 1С — доработка системы;
  • маркетинг — комплексное интернет-продвижение;
  • маркетинг — продвижение для B2B.
Хотите получать лучшие статьи от INTERVOLGA раз в месяц?
Подпишитесь на рассылку — спамить не будем