Стратегия поисковой оптимизации, которая работает (SEO-стратегия)

Для кого статья

Успешный интернет-проект включает технические задачи и интернет-маркетинг.

ИНТЕРВОЛГА имеет в штате и хороших веб-разработчиков, и опытных маркетологов. Мы неоднократно писали о веб-интеграции — планировании и решении задач по комплексному развитию сайта. Маркетинг ставит задачи перед техподдержкой, которая реализует новые возможности для продвижения.

Для успешного развития сайта нужна стратегия комплексного маркетинга. Стратегия может быть оформлена как угодно — в таблице, в диаграмме Ганта, в todo-листе. Главное, чтобы она была понятна и приносила результат. Мы приводим пример части стратегии комплексного маркетинга — SEO-стратегию.

В процессе работы над продвижением интернет-магазинов и корпоративных сайтов мы выделили блоки задач. Это фундамент SEO-стратегии. Это обязательные задачи, которые подойдут для любого проекта. Разница только в масштабе и трудоемкости, как следствие. В статье приводим первые 6 этапов стратегии. Они гарантируют результат.

Цель SEO-стратегии — рост поискового трафика по целевым запросам в кратчайший срок.

Если вы хотите получить SEO-инструкцию для самостоятельного продвижения сайта на все случаи жизни, я вас разочарую. Это сложная, ответственная, трудоемкая работа. Чтобы не сбиться с пути, в обязательном порядке нужна стратегия продвижения сайта.

Шаг первый —  Семантическое ядро

Общий алгоритм работы по продвижению любого сайта:

общий алгоритм продвижения сайта

Клиенты, которые сменили не одного подрядчика по продвижению, меня поймут — все делают одно и то же, только называют разными именами и по-разному отчитываются. Например, мы меряем поисковый трафик, позиции, выработку наших специалистов в часах.

Контент — основа любого сайта. Семантическое ядро — фундамент для контента.

Работа с продвижением сайта начинается с разработки семантического ядра .

Вкратце, это таблица с ключевыми фразами, которые вводят в поисковую систему пользователи, желающие воспользоваться услугами или купить ваши товары. Ключевые фразы в таблице распределены по категориям. Например, “кожаные диваны”, “диваны из ткани”.

Процесс разбиения фраз на категории называется группировкой. В дальнейшем, под эти категории запросов мы настраиваем страницы сайта.

пример семантического ядра
Пример таблицы с ключевыми фразами интернет-магазина дизайнерской мебели.

Средняя задача по составлению семантического ядра интернет-магазина занимает ~20 часов работы взрослого специалиста. Заказывать здесь — https://www.intervolga.ru/adv/semantics/ .

Мы считаем, что семантическое ядро следует обновлять 1 раз в полгода. Поэтому, в SEO-стратегии есть 2 важных момента:

  1. Если семантическое ядро давно не обновлялось, его нужно актуализировать.
  2. Не следует собирать максимально полное и подробное ядро из миллионов фраз. Подготовьте столько, сколько сможете «переварить» за полгода. Затем подготовьте следующую часть.

Как понять, какие фразы брать в работу на ближайшие полгода? Совместно с заказчиком мы определяем приоритетные направления услуг и категории каталога продукции. Выбор зависит от сезона, прибыльности отдельных направлений бизнеса.

Чтобы составить хорошее семантическое ядро, мы разработали регламент. Регламент позволяет с помощью правильных вопросов и действий получить необходимый результат.

регламент сбора семантического ядра

В результате работы над семантическим ядром у вас появятся коммерческие запросы с высокой конверсией, устойчивые к сезонным факторам. С этими запросами мы будем работать дальше.

Обратите внимание, не всегда в ядре должны быть только коммерческие конверсионные запросы. Если вы развиваете информационный сайт или городской портал, у вас вообще не будет “коммерции”.

Краткий итог первого шага:

  • Собрали семантическое ядро;
  • Сделали группировку ключевых фраз по категориям.
  • На сайт никаких изменений не вносим. Семантическое ядро для SEO это как ТЗ для сайта. Можно не делать, но результат непредсказуем;).

Шаг второй — Оценка запросов и ранжирование ядра

Начинать продвижение надо с определенных групп слов. Этап ранжирования ядра отвечает на вопрос — в каком порядке прорабатывать ключевые фразы. Мы подготовили ядро на полгода работы, теперь определим группы запросов на каждый месяц.

Мы применяем Excel и его волшебные формулы для решения вопросов:

  1. Какие ключевые фразы экономически выгодны для сайта, а какие — нет.
  2. Какие фразы быстрее принесут трафик.
  3. Какие фразы легко продвинуть в топ, какие — нет.
  4. Для каких запросов понадобится закупка ссылок.

Для ранжирования мы используем семантическое ядро и дополнительные данные, получаемые из поисковых систем и других сервисов — частоту, сезонность, среднюю цену клика в контекстной рекламе, среднюю стоимость ссылки на биржах.

У нас есть специальный файл-заготовка с «пультом управления». Мы собираем данные, настраиваем заготовку. Для проектов под Google и Яндекс настройки разные. Также влияют коэффициенты сезонности. Запускаем Поиск решения.

Результат — ранжированный под задачу список групп запросов. Дальнейшая работа идет в порядке, полученном с помощью Excel.

пульт управления файлом ранжирования ключевых фраз
Пример настроек пульта управления для вычисления порядка работы с запросами строительной тематики.

Оценка и ранжирование запросов для интернет-магазина из ~12 тысяч товаров занимает 2 полных рабочих дня, 16 часов.

Третий шаг — Составление структуры сайта

Этот этап вызывает споры. Исторически, есть 2 подхода к разработке сайта: SEO-подход и Пользовательский подход. Их различия как раз в том, когда должна появиться структура сайта.

Сторонники SEO-подхода (как ни странно, 100% seo-шники) утверждают, что начинать разработку сайта без наличия на руках подробной карты разделов сайта — смертный грех.

Пользовательский подход говорит о том, что сайт надо делать для людей. Если ваши клиенты в первую очередь интересуются котиками, ставьте кнопку «Котики» на первый экран и первое место в меню.

Практика показывает, если стараться и делать хорошо, оба подхода дают одинаковый результат;)

Так как мы говорим о SEO-стратегии, будем использовать SEO-подход к разработке сайта. Если сайт уже работает, ничего страшного, структуру всегда можно скорректировать, а поисковый трафик грамотно перенаправить на новые разделы. История о том, как грамотно настраивать 301-й редирект , описана в нашем блоге.

Зачем сайту корректная структура:

  1. Быть выше конкурентов в поиске. Сайты с удобной навигацией показывают хорошие результаты.
  2. Сайт быстрее индексируется. Поисковик не тратит время на неприоритетные категории.
  3. «Внутренний вес» страниц распределяется грамотно. Большую часть внутренних ссылок получают важные категории сайта.
  4. Пользователи находят информацию быстрее, испытывают меньше неудобств. Улучшаются пользовательские факторы сайта.

Для разработки структуры сайта мы используем семантическое ядро и результаты ранжирования ядра, сделанные на предыдущих этапах. Используем FreeMind или XMind для визуализации.

В результате получается примерно следующая картина. Структуру обязательно согласовываем с заказчиком. Далее мы настраиваем каталоги на сайте в соответствии со структурой.

пример структуры сайта

Первые три этапа работы по SEO-стратегии не влияют на поисковый трафик напрямую. Они дают основу для всех последующих шагов и действий по поисковой оптимизации.

Четвертый этап — Техническая настройка страниц

На этом шаге плавно переходим к технике. Наша задача на этом шаге — получить быстро индексируемый сайт без технических ошибок с точки зрения поисковика. Что это значит:

  1. Все важные и необходимые пользователю страницы должны отдавать код состояния 200.
  2. Дубли информации — зло как с пользовательской, так и с машинной точки зрения. Если технически вопрос решить нельзя, прочитайте про наш опыт настройки “канонических адресов” .
  3. Минимизируйте количество 301 / 302 редиректов. Лучше — отказаться.
  4. На сайте не должно быть внутренних (то есть, в пределах сайта) ссылок на несуществующие страницы 404.
  5. Серверных ошибок 500 также не должно быть.

Как найти некорректные страницы? Существует масса программ и сервисов для сканирования (еще говорят «парсинга») сайта, пользуйтесь любыми. Мы используем программу ComparseR и сервис Serpstat.

Список неправильных страниц и рекомендации по исправлению готовит SEO-шник. Программист внедряет на сайт.

Важно не забывать про интеграционную составляющую и комплексный подход.

Мы видели проекты с сильными SEO-специалистами, но без программистов. Мы видели технически совершенные проекты без грамма SEO. В обоих случаях страдал сайт и заказчик.

Развивайте проект комплексно! Например, под нашим управлением.

Почему этот шаг важен:

  1. Некорректные страницы замусоривают сайт. Если пользователь попадает на 404 страницу, он вынужден прилагать дополнительные усилия для навигации по сайту. Не всем это нравится.
  2. Часто лишние страницы дублируют информацию важных страниц. Поисковик запутается.
  3. Каждый сайт обладает определенным лимитом на индексирование (страниц в день / неделю / месяц). Лучше этот лимит использовать на полезные страницы.
  4. Отсутствие лишних страниц гарантирует полезность информации для пользователя, быструю индексацию, рост трафика.

Пятый шаг — Анализ «мобильности» сайта и внедрение важных рекомендаций

В августе 2017 года 66,3% трафика на сайты с установленным счетчиком Liveinternet (388 тысяч сайтов) было с мобильных устройств .

Наша цель — быстро получить рост поискового трафика. Наведение порядка в мобильной или адаптивной версии даст сайту аванс доверия поисковых систем.

Если сайт на телефоне выглядит плохо или вообще не работает, мобильного трафика и последующих конверсий не будет. Яндекс и Google могут искусственно занижать в поиске сайт без удобного адаптивного дизайна.

Так быть не должно

сайт не прошел проверку мобильности

Как проверить, что поисковик не наложит фильтр за отсутствие мобильности?

Оба сервиса дадут подсказки по улучшению ситуации.

сайт прошел проверку мобильности

Трудоемкость внедрения адаптива и прохождения проверки мобильности — от 20 до 200 часов в зависимости от сайта.

Мы понимаем, что разработка адаптива на работающем сайте — сложная и дорогая задача. Если ваш сайт не проходит проверку мобильности, напишите, мы предложим оптимальное решение.

Итог 4 и 5 шагов — технически правильный с точки зрения поисковика сайт, который хорошо работает на мобильных устройствах. Можно начинать активную кампанию по увеличению поискового трафика.

Шестой шаг. Точка отсчета — Мониторинг выдачи и съем позиций

Не помню, кто сказал: «Чтобы что-то улучшить, надо это измерить». Перед началом работы по оптимизации конкретных страниц сайта (см. вторую часть SEO-стратегии) мы определим точку отсчета.

Мы снимаем позиции по ключевым фразам, выбранным на этапах семантического ядра и ранжирования. Не обязательно мониторить все фразы. Мы выберем первые 2-3 из каждой группы. Так можно не потерять важные фразы и сэкономить бюджет на «трекинге» позиций.

Мы отслеживаем динамику позиций раз в неделю. Ключевой показатель — процент фраз в ТОП-10. Второй ключевой показатель — поисковый трафик на сайт. Оба числа должны расти.

Этот этап завершаем задачей по составлению детального плана работ по оптимизации сайта. Мы провели необходимую подготовку и переходим к активным действиям.

Результат

Первая часть SEO-стратегии — основа для последующих действий. Результат выполнения 6 шагов:

  1. Группы ключевых фраз для первоочередной работы.
  2. Технически грамотный сайт без ошибок в мобильной версии.
  3. План работ по оптимизации сайта.

Время для выполнения первых 6 шагов зависит от объема сайта и его “технической подготовки”. В хорошем случае 2 недели. В сложных ситуациях — 2 месяца.

Приведенная стратегия SEO-продвижения с небольшими отклонениями работает в наших проектах. Лучшее подтверждение ее корректности — лояльность клиентов. С некоторыми сайтами мы работаем несколько лет.

Не теряйте время и начните работу.

Чем раньше пройдете первые шаги стратегии, тем раньше увеличится поисковый трафик, сайт станет лучше.

Оставьте заявку на продвижение , мы исследуем сайт и предложим оптимальный план работ по развитию.

Комментарии (0)