Доработка системы LMS Knomary
- Текущее состояние платформы и необходимость изменений
- Особенности образовательной платформы Заказчика
- Проектирование раздела и конкурсный сценарий в LMS Knomary
В небольшом коллективе обмен знаниями и погружение в особенности рабочих процессов происходит непосредственно во время совместной деятельности, а если нужен план адаптации, то его можно создать и вести в обычных таблицах и документах. Но когда компания вырастает и нанимает по несколько человек в день, то контролировать адаптацию, проводить обучение сотрудников и партнеров и, тем более, реализовывать амбициозные HR-проекты становится гораздо сложнее. Для помощи специалистам по кадровому развитию и маркетингу компании стали внедрять системы управления обучением (LMS — Learning management system).
Одной из популярных LMS-систем, представленных на российском рынке, является Knomary LMS. В 2023 году она вошла в ТОП-10 рейтинга TAdviser по объему выручки от проектов в HRM-сфере. Систему уже внедрили такие крупные компании, как ЕВРАЗ, Черкизово, РусГидро, УГМК.
Об опыте доработки Knomary LMS для одной крупной российской компании и пойдет речь в этой статье.
Текущее состояние платформы и необходимость изменений
Knomary LMS — типичный представитель корпоративных образовательных платформ с богатыми возможностями:
-
Централизованное управление обучением. Все учебные материалы и курсы хранятся в одном месте, что упрощает доступ к ним и управление процессом обучения.
-
Персонализация обучения. LMS позволяет создавать индивидуальные учебные планы, учитывая потребности и уровень подготовки каждого сотрудника.
-
Организация дистанционного обучения. Сотрудники могут проходить обучение в удобное для них время и из любого места, что особенно актуально для работающих на производстве;
-
Управление вовлеченностью и опытом пользователя при помощи регулярных опросов и предоставления своевременной обратной связи;
-
Мониторинг и оценка результатов. Логирование действий пользователей, отслеживание прогресса с возможностью проверки знаний и глубокой аналитикой результатов.
Заказчик очень активен в вопросах кадрового администрирования и развития персонала. Всю кадровую политику компания проводит ради сохранения людей, потому что производственный процесс остановить нельзя даже в условиях дефицита квалифицированных кадров. На предприятии заинтересованы в выявлении сотрудников, имеющих способности и таланты, их продвижении по карьерной лестнице. Для этого компания использует L&D-платформу (Learning and Development — корпоративное обучение и развитие) «Навигатор», построенную на базе LMS Knomary.
Макет главной страницы портала.
Платформа решала свои задачи, но со временем у HR-менеджеров возникла необходимость автоматизировать проведение конкурсных отборов. Традиционно заявки на конкурс собираются посредством заполнения анкет на разных платформах в зависимости от конкурса (SharePoint, письмо на почту, LMS). Хранение и актуализация информации происходит в excel файлах, распределение заявок — по электронной почте. Единой базы с данными участников, историей участия и результатами конкурсного отбора на момент обращения еще не было, как и унифицированной системы отбора и рассылки уведомлений. Многое делалось организаторами вручную. Конкурсы проходят несколько раз в год, каждый продолжительностью в несколько месяцев. Результаты оказывают сильное влияние на карьеры людей, поэтому ответственность и трудоемкость процесса довольно большая.
Целями работы по созданию раздела конкурсного отбора были:
-
Снижение трудозатрат HR-специалистов всей компании. Заказчик уже имел позитивный опыт автоматизации на проекте «Новые лидеры»: трудозатраты снизились с 945 до 270 человеко-часов.
-
Создание единой базы данных кандидатов для внутреннего рекрутинга (Новые лидеры, Система преемственности, НТК, Конкурс молодого руководителя и другие внутренние проекты).
-
Повышение удобства пользователей системы (осведомлённость участников о текущем статусе в конкурсном отборе, единая точка входа, информация обо всех участниках конкурса в одном месте) и т.д.
Особенности образовательной платформы Заказчика
Перед началом работы мы провели аудит системы, который показал наличие в ней ряда проблем, без решения которых старт проекта был под вопросом. Knomary — это готовое решение со своими недостатками, но нет возможности однозначно определить: является ли проблема частью её кода или же это что-то приобретенное при доработках подрядчиков. По коду мы видели, что в ходе развития функционала платформы было принято много спорных решений, в первую очередь из-за того, что в продукте не было предусмотрено возможности добавления дополнительных структур. Их добавляли по ходу, с костылями и изъянами, чтобы система работала.
Вот некоторые особенности, которые осложняли доработку:
-
Устаревшая версия PHP и CodeIgniter — фреймворка, лежащего в основе LMS. Сейчас проект основывается на CodeIgniter 3 версии, он максимум поддерживает PHP 7.4, что создает риски безопасности и усложняет поддержку. Переход на тот же фреймворк 4 версии потребует полного рефакторинга и частичного переписывания кода. Если не пренебрегать безопасностью, то нужно обновляться до PHP 8.1, а это потребует изменения подхода в разработке.
-
Не очень высокое качество кода системы. Например:
-
игнорирование стандартного функционала php, например здесь решается через ucfirst
-
код по принципу ctrl+c & ctrl+v
-
html-верстка (<div>...</div>) в коде контроллера
-
«магические» константы (375295064707) не говорящие ни о чём
-
незаконченный код (переменная $users, в которую складываются данные и потом не используются)
-
-
неразбериха в контроллерах и их использовании;
-
отсутствие абстракций, которое приводит к невозможности переиспользования уже готовых блоков;
-
запросы непосредственно на языке MySQL;
-
хранение доступов в коде (не показываем по понятной причине) и др.
Предложение поднять версии языка и фреймворка не было поддержано, т.к.:
-
это действительно огромная задача, равносильная полной переработке платформы;
-
сама платформа является значимой, но не критически важной частью системы управления развитием персонала.
Поэтому разработку нового раздела пришлось вести на старом фреймворке. Но и современных технологий добавили: для обменов применили REST, фронт делали на vuetify, а раздел конкурсов реализован как SPA-приложение. Такие приложения умеют динамически подгружать с сервера нужный контент без обновления интерфейса. Они работают быстро и меньше нагружают сервер, а у пользователя создается ощущение, что все действия он совершает на одной странице.
Проектирование раздела и конкурсный сценарий в LMS Knomary
Опираясь на результаты анализа кода, фреймворка, структуры базы данных и функциональных требований подготовили ТЗ со схемами бизнес-процессов, макетами страницы и ее элементов. Нотации BPMN сегодня понятны уже не только аналитикам, продакт-менеджерам и программистам, но и обычным бизнес-пользователям.
Схемы: создания конкурса и тестирования на внешней платформе
В системе организована гибкая ролевая модель: каждой роли соответствуют свои доступы и набор действий в каждом виде конкурса. Она умеет автоматически распределять поданные на конкурс заявки в зависимости от отношения участника к тому или иному подразделению. Также предусмотрена возможность вручную корректировать распределение заявок между подразделениями, копировать и сохранять шаблоны отдельных этапов конкурса и конкурса в целом.
Теперь несколько слов об общем сценарии работы раздела.
-
У любого конкурса есть инициатор, и только он может создать конкурс. Конкурс может состоять минимум из двух этапов: предквалификационный (анкета) и квалификационный (шесть различных форматов: тестирование, видео-интервью, эссе и т.д.).
-
В LMS создается процесс отбора, состоящий из выбранных на предыдущем шаге этапов. Каждый этап имеет временные границы и может состоять из одного/нескольких форматов. На этом этапе также можно добавить или изменить организаторов и подразделения, на которые распространяется конкурс.
-
Инициатор определяет последовательность этапов, по которым участник конкурса должен пройти. В случае задержки на каком-либо этапе, инициатор может продлить его ручной корректировкой даты.
-
Далее создаются формы, которые определяют содержательную часть конкурса: тесты, задания на эссе, интервью и т.д.
-
После того как содержательная часть конкурса подготовлена, запускается отбор, участники получают уведомление со ссылкой на регистрацию. При нажатии на кнопку «Запустить отбор» происходит проверка заполнения всех необходимых полей. Если ошибок нет, конкурс переходит в статус «Активный».
-
Участник переходит по ссылке для прохождения первого этапа и выполняет его. В «Конкурсах» Навигатора он может видеть все свои этапы, их сроки и полученные оценки. До момента оценки предыдущего этапа, последующий — неактивен.
-
Поток распределенных автоматически заявок рассылается организаторам от подразделений, а также приходит на контроль инициатору конкурса. Он проверяет корректность распределения по организаторам и при необходимости вносит коррективы.
Организаторы от подразделений получают свои заявки, назначают проверяющих, переводят участников на следующий этап, вводят информацию о результатах тестов с других платформ. Оценщики видят заявки, которые на них назначены и проверяют этапы.
Мы не можем вместить в статью описание всех сценариев, страниц и механик, доступных участникам процесса, но их достаточно, чтобы закрыть потребности организаторов во всесторонней оценке конкурсантов. Наряду с другими инструментами управления обучением и развитием персонала, наша разработка даст больше возможностей компании и сотрудникам в достижении личных карьерных и корпоративных целей.
Подводя итоги скажем, что LMS Knomary действительно заслуживает внимания, если вам нужно поддержать усилия hr-менеджеров качественной российской разработкой, тем более сейчас, когда Knomary стала частью продуктовой линейки российской ГК «Астра».
Если вы планируете внедрение LMS-системы или хотите обогатить ее функционал новыми возможностями, — заполните форму внизу. Мы готовы обсудить ваши идеи и предложения.
Статьи по теме
- аренда команды (от 2 человек, не менее 3 месяцев);
- итерации с фиксированной ценой (1-3 месяца длительностью).
- регулярные онлайн-планерки с заказчиком;
- квалифицированных специалистов;
- организованную команду (находятся в одном помещении, что упрощает решение рабочих вопросов);
- полную прозрачность и регулярность отчетов о результатах.
- нагруженный интернет-магазин;
- личный кабинет;
- оптовые продажи — B2B-платформа;
- маркетплейс;
- технический аудит сайта;
- Битрикс24 — корпоративные HR-порталы;
- Битрикс24 — построение CRM-системы;
- Битрикс24 — личные кабинеты сотрудников;
- Битрикс24 — аудит портала;
- 1С — интеграция с другими системами;
- 1С — доработка системы;
- маркетинг — комплексное интернет-продвижение;
- маркетинг — продвижение для B2B.