Цифровая трансформация малых и средних предприятий по шагам

Что из себя представляют МСП?

Какие цели мы хотим достичь в этой статье?

  1. Договориться о том, что же такое цифровизация бизнеса?
  2. Что это значит для малых и средних предприятий (далее МСП)?
  3. И что делать?

Малые и средние предприятия — это предприятия до 250 сотрудников и до 2 млрд рублей годовой выручки. На самом деле львиная доля этих предприятий меньше.

На основе исследований из аналитического отчета на базе опроса представителей российских компаний сделали небольшие выкладки:

График ниже говорит, что половина опрошенных входит в сегмент МСП.

Размер годовой выручки

Представители сегмента МСП поделились, что они понимают под цифровой трансформацией. Самые частые вынесли на графике ниже.

Цифровая трансформация предприятий

Для МСП это значит:

  • Цифровизация бизнес-процессов: делать быстрее и больше теми же ресурсами.
  • Менеджмент на основе данных: знать точные цифры и быстро убирать невыгодное.
  • Улучшение работы с клиентом на всех этапах: исправлять ошибки людей и делать допродажи.
  • Цифровая инфраструктура: пользоваться современными дешевыми инструментами.

Почему же тогда компания до сих пор не оцифрована?

Причины отсутствия цифровизации

Исходя из опыта образовалась гипотеза, что как правило у предприятий бюджет есть. Но зачастую предпринимателям не хватает понимания, куда эти деньги правильнее внедрить. Либо находятся другие причины. К примеру, 57% руководителей не приступают к цифровой трансформации из-за текущей операционной нагрузки.

А вы понимаете цели своей компании?

Цифровая трансформация — это не самоцель. Это просто способ работать эффективнее, улучшив большинство бизнес-процессов.

На сегодняшний момент у малого бизнеса ресурсы совсем ограничены. Поэтому нужно здесь и сейчас действовать своими руками, а дальше по усмотрению.

У каждой компании должна быть стратегия, где подробно описано в целях и задачах, чего вы хотите добиться. К примеру, ниже приводим стратегию компании одного из наших клиентов, из которой требовалось решить конкретные задачи.

Цели компании

Но мы понимаем, что не у каждого МСП найдется свой план стратегии. Поэтому предлагаем следующие шаги:

Шаг 1. «Как мы работаем?» Нарисуйте схему ключевого процесса.

Схема ключевого бизнес-процесса

Шаг 2. «Что болит?» Найдите на схеме стандартные блоки и проблемные зоны. Сформулируйте цель и задачи своего проекта цифровизации.

Цели и задачи цифровизации компании

Первые 2 шага вы должны выполнить сами!

Шаг 3. «Решите, что будете делать» Обратитесь к профессионалам с конкретными задачами.

План бизнес-задач компании

Шаг 4. «Еще раз посчитайте деньги и действуйте» 

К примеру, у вас может получится подобная диаграмма проекта, возможно проще и лучше:

Диаграмма проектов с периодами и бюджетами

Шаг 5. «Анализируйте результаты и идите дальше». Обязательно продумайте, кто будет поддерживать дальнейшее развитие и как будете развивать. Берегите свою систему!

Более подробно о шагах цифровизации бизнеса можно послушать на видео . Здесь я подробно рассказываю, приводя примеры.

Цифровая трансформация бизнеса

Жизненный цикл компании

Есть такая популярная диаграмма «рыбья кость». Приводим к примеру цифровую рыбу ИНТЕРВОЛГИ:

Жизненный цикл компании

На каждом этапе жизненного цикла есть место цифровой автоматизации. В каждом этапе отображены и обозначены цветом этапы внедрения. Зеленый — 1 этап, желтый — 2, красный — 3. На каждом этапе есть, что цифровизировать. 

Поэтому предлагаем разработать для своей компании подобный жизненный цикл.

ИНТЕРВОЛГА предоставляет услуги по всем этим направлениям, которые может вам предложить.

Оцените статью: