Почти всегда в структуре каталога товаров есть особенности, которые нужно учитывать при создании интернет-магазина.

Эти особенности, как правило, трудно вскрываются. Часто сам заказчик так привыкает к ним, что считает само собой разумеющимися и очевидными. Важно проговорить эти вопросы заранее.

К счастью, обычно эти вопросы технически не очень сложны и при своевременном выявлении легко решаются.

Рассмотрим те особенности, которые встречаются чаще всего.

Характеристики и типы товаров

Как сделать так, чтобы покупателю было удобно выбрать и купить товары в магазине?

choice.jpg

Это один из важных вопросов при создании интернет-магазина.

В самом простом случае можно описать все товары по одному шаблону, таким набором характеристик:

  1. Название
  2. Цена
  3. Артикул (уникальный номер)
  4. Изображение
  5. Описание

При этом только Название и Цена являются абсолютно необходимыми для организации продажи.

Если у товара есть какие-то особые свойства, важные для покупателя (например, цвет, размер, производитель, фасон, материалы), их можно указать в описании. Туда же можно вставить и дополнительные изображения.

Зачем же нужны другие характеристики, ведь можно все оставить текстом в Описании?

Причин выделения характеристик товара в отдельные поля может быть несколько:

  • Иногда нужно сделать поиск (и потом сравнение) товаров по каким-то специальным свойствам. Например, одежду ищут по размерам, шины по радиусу, жесткие диски для компьютера по числу гигабайт, а офисные стулья по материалу обивки. 
    Если вам нужно, чтобы какая-то характеристика товара использовалась на сайте отдельно (в поиске, сравнении, группировке, при подборе аналогов товара), ее нужно делать отдельным полем.
  • Иногда нужно оформить карточку товара, выделив определенные поля. Например, если вы продаете электронику, может потребоваться крупно указать ее номер в Росреестре. Если у вас скидки и распродажа, было бы хорошо написать зачеркнутым старую цену и крупно новую.
    Если вам нужно, чтобы какая-то характеристика товара выводилась в особом оформлении (цвет, шрифт, положение, стиль), ее нужно делать отдельным полем.

Создание нового поля у товара (текстовые, числовые, картинки, файлы) – простая задача. Нужно подумать вместе с разработчиком и выбрать нужные.

Некоторые поля могут быть необязательными для заполнения.

Технических ограничений на число полей не существует.

Что такое типы товаров и зачем они нужны?

Часто бывает, что в одном магазине продаются разные товары. Например:

  • автомобильные колеса и масла.
  • мебель и фурнитура к ней
  • лампочки и выключатели

У автомобильных колес и масел разные свойства. Например, фляга с автомобильным маслом имеет объем в литрах, а автомобильное колесо имеет диаметр в дюймах.
Чтобы покупателю было удобно, нам потребуется организовать для каждого типа товаров поиск по его характеристикам. Это можно сделать, только выделив типы товаров и проработав логику работы с каждым.

compare.jpg

Могут быть и другие причины, когда требуется выделение типов товаров и проработка каждого отдельно. Например: в магазине одежды некоторые товары имеют две основные картинки (платье - фотографию с лица и сзади), а другие – нет (рубашка – достаточно лицевой фотографии). Нужно, чтобы дизайнер при разработке магазина учел это и подготовил два макета карточки товара. Соответственно нужный макет будет выбираться в зависимости от типа.

Товары разных типов не мешают друг другу: они могут участвовать в одном заказе, просматриваться в единообразном дизайне.

Технических ограничений на количество типов товаров, продаваемых в одном магазине, не существует.

Разделение товаров на типы – серьезная задача, ее нужно решить как можно раньше.

У нас структура каталога в 1С и на сайте разная!

Я уже писал о том, что 1С предназначена для решения задач учета. От сайта же в первую очередь требуется качественная презентация товара, а его связь с учетной системой вторична и уж никак должна быть поводом для создания неудобств покупателю.

Проиллюстрирую проблему на примере каталога магазина обуви.

Допустим, у нас продается стильная и спортивная обувь производителей Ecco и Ralf Ringer.

Фирма получает товары разных производителей от разных поставщиков. Бухгалтер формирует справочник номенклатуры товаров соответственно этим поступлениям. Каждый год поставщики обновляют ассортимент и бухгалтер создает подгруппы для каждого года. Внутри этих групп размещаются товарные позиции.

Для удобства покупателя каталог надо структурировать иначе. Покупатель должен отвечать сначала на самые простые и приятные ему вопросы. В нашем случае это пол и стиль (производителя он выберет потом, когда увидит конкретные модели).

Сайт

Как видите, даже такой простой пример показывает, что структура групп на сайте и в складской программе – разная.

К сожалению, при поверхностном изучении этих вопросов делается серьезная ошибка – каталог слепо импортируется на сайт интернет магазина в Москве таким, как он есть, что крайне неудобно для покупатели.

Допустим, при запуске магазина вы сформируете удобные группы и заполните их товарами. Однако вам может потребоваться автоматическое обновление информации о ценах и наличии в соответствии с данными 1С.

Получается, что нужно как-то научить 1С и сайт разбираться и не путать товары.

Это решаемая техническая задача. Главное чтобы заказчик и разработчик заранее поняли что она есть и разобрались в сути вопроса.

Есть несколько способов решения этой задачи, их описание выходит за рамки нашей статьи.

«Мы хотим, чтобы один товар находился сразу в нескольких группах. Давайте скопируем?»

В самом простом случае каждый товар расположен в одной конкретной группе.

Например, если в нашем магазине обуви каталог структурирован по полу покупателя и цвету обуви, так и будет:

В самом деле, сложно себе представить, что какая-то пара будет и мужской, и женской, или и черной, и белой одновременно.

Но на практике очень часто встречаются каталоги, где деление на группы удобно покупателю для поиска, но не однозначно. Например, если каталог выглядит так:

, то розовые и голубые вещи отнести к конкретной группе легко, а вот некоторые модели (например, зеленые комбинезоны и коричневые пижамы) можно отнести как к одежде для мальчиков, так и к одежде для девочек.

Ничего плохого или странного в этом нет. Если так надо, значит, ваш интернет-магазин должен это уметь.

Часто в 1С уже существуют копии товаров или иные странные решения. Дело в том, что размещение товара в нескольких группах каталога на сайте – вещь нормальная и даже обычная, а вот в большинстве редакций 1С одному товару может быть назначена только одна группа номенклатуры.

Какие есть решения этого вопроса при создании интернет-магазина? Начнем с самых плохих и перейдем к самым разумным:

  1. создать копию товара в другой группе. Казалось бы, все хорошо, товар можно найти и там и там. На самом деле это плохой вариант:
    • у копии будет другой уникальный номер
    • при продаже у копии может оказаться другое значение складского остатка (наличие), и тогда никто не поймет, сколько же на самом деле этого товара есть
    • копия занимает дополнительные ресурсы на сайте (место)
    • при обновлении информации придется обновлять во всех созданных копиях
    • образуются копии страниц, которые не нравятся поисковым машинам.
  2. поставить ссылку. Это решение, которое часто предлагают сами заказчики магазинов: в группе для мальчиков поставить ссылку на товар из группы для девочек. К чему это приводит:
    • ссылка на другой товар не выглядит как карточка товара, и человек, привыкший к интерфейсу магазина, такую ссылку просто не замечает, игнорирует;
    • Если человек искал одежду для своего сына и просматривал «мальчиковую» одежду, он вдруг (скорее всего не отследив момент перехода) окажется в «девочковом» разделе. Ему это будет непонятно (а значит, и неприятно).
  3. Какое же правильное решение? 
    • Решение простое и бесхитростное. Товар просто должен принадлежать обеим группам. Он должен показываться с одним номером и в той группе, и в этой. 
    • Хорошие современные системы, применяемые для создания интернет-магазинов, это могут. 

Спрашивайте разработчиков.

А у нас есть одна модель разных цветов и размеров, и у них разные цены, массы и складские запасы

Речь пойдет об одном из самых серьезных, сложных и потенциально проблемных вопросов. На языке специалистов это называется «товарные предложения», «цветоразмерные вариации», «SKU».

Что же это такое? Давайте разберемся на примере все того же магазина обуви.

Допустим, у нас есть конкретная модель обуви.

Какие характеристики у нее есть? Название, цена, количество.

А размер? Есть размер. Нет, размер есть, но не один, их много. Наверное, есть список доступных размеров.

Вроде бы разобрались.

Допустим, приходит покупатель и хочет заказать одну пару 43 размера. Она у нас есть, наверное. Или нет? Всего у нас 6 пар, мы это знаем. А сколько у нас пар 43 размера? Вопрос. Получается, мы должны хранить количество пар каждого размера.

Это важнейший нюанс, который заставляет совершенно иначе посмотреть на всю логику организации хранения товаров в каталоге магазина.

У нас есть характеристики, относящиеся к модели. В нашем примере название (в реальности это еще производитель, материал, описание). Часто это еще цена, фотография, артикул (если эти характеристики не меняются для цветоразмерных вариаций).

И есть характеристики, относящиеся к конкретной цветоразмерной вариации (товарному предложению, SKU). Это размер, цвет, иногда – масса (если масса меняется существенно и она используется при расчете доставки), фотография и цена. Часто у вариаций свои особые артикулы.

Что получается?

Получается что для многих типов магазинов (одежда, обувь, любые товары, производящиеся сериями с небольшими отличиями) нужна другая структура: не Группа-подгруппа-товар, 

а группа-подгруппа-товар-товарное предложение.

Современные учетные программы (например, 1С:Управление торговлей) и платформы для создания интернет-магазинов (например, 1С-Битрикс) умеют работать с товарными предложениями.

В каждом конкретном магазине работа этого механизма отличается особенностями. Их можно реализовать, если подумать об этом заранее. 

Оцените статью
14.06.2012
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями и коллегами!

Статьи по теме

Как b2b-платформа передает в 1С данные по новым контрагентам В этой статье мы расскажем, что происходит после того, как клиент зарегистрировал в б2б-кабинете новое юридическое лицо и сделал заказ, а также покажем, как...
Автоматизация и оптимизация бизнес-процессов — лонгрид, чтобы не запутаться Статья будет полезна всем, кто хочет улучшить эффективность своего бизнеса или узнать больше о возможностях автоматизации бизнес-процессов для повышения ко...
10 обязательных задач поддержки сайта на БитриксСтатья посвящена организации поддержки сайтов на Битрикс. Здесь не только про решение технических проблем и устранение багов. Здесь про развитие живых проектов...
B2B-SaaS или B2B-система (платформа+CRM) на вашем сервере: плюс и минусы, что выбрать? Введение Эта статья для коммерческих директоров, руководителей отделов продаж производственных и оптово-торговых компаний, которые ищут инструменты для ро...
Обзор международных исследований о тенденциях развития B2B-сегмента Важность темы — рост B2B-продаж в онлайне В современном бизнесе наблюдается стремительный переход в online оптовых продаж. Это стало одной из ключевых тен...
Несколько способов сделать оптовый заказ на портале — Обновление B2B-платформы (v2.0) Коллеги, спешим поделиться важной новостью! Мы обновили один из наших флагманских продуктов — готовую платформу оптовых продаж. B2B-платформа v2.0 сочетает...
Мы работаем по одному из двух форматов:
  • аренда команды (от 2 человек, не менее 3 месяцев);
  • итерации с фиксированной ценой (1-3 месяца длительностью).
ИНТЕРВОЛГА предоставляет:
  • регулярные онлайн-планерки с заказчиком;
  • квалифицированных специалистов;
  • организованную команду (находятся в одном помещении, что упрощает решение рабочих вопросов);
  • полную прозрачность и регулярность отчетов о результатах.
Ключевые услуги:
  • нагруженный интернет-магазин;
  • личный кабинет;
  • оптовые продажи — B2B-платформа;
  • маркетплейс;
  • технический аудит сайта;
  • Битрикс24 — корпоративные HR-порталы;
  • Битрикс24 — построение CRM-системы;
  • Битрикс24 — личные кабинеты сотрудников;
  • Битрикс24 — аудит портала;
  • 1С — интеграция с другими системами;
  • 1С — доработка системы;
  • маркетинг — комплексное интернет-продвижение;
  • маркетинг — продвижение для B2B.
Хотите получать лучшие статьи от INTERVOLGA раз в месяц?
Подпишитесь на рассылку — спамить не будем