Создание интернет-магазина. Особенности структуры каталога и их отражение на сайте

Степан Овчинников

Почти всегда в структуре каталога товаров есть особенности, которые нужно учитывать при создании интернет-магазина.

Эти особенности, как правило, трудно вскрываются. Часто сам заказчик так привыкает к ним, что считает само собой разумеющимися и очевидными. Важно проговорить эти вопросы заранее.

К счастью, обычно эти вопросы технически не очень сложны и при своевременном выявлении легко решаются.

Рассмотрим те особенности, которые встречаются чаще всего.

Характеристики и типы товаров

Как сделать так, чтобы покупателю было удобно выбрать и купить товары в магазине?

choice.jpg

Это один из важных вопросов при создании интернет-магазина.

В самом простом случае можно описать все товары по одному шаблону, таким набором характеристик:

  1. Название
  2. Цена
  3. Артикул (уникальный номер)
  4. Изображение
  5. Описание

    При этом только Название и Цена являются абсолютно необходимыми для организации продажи.

    Если у товара есть какие-то особые свойства, важные для покупателя (например, цвет, размер, производитель, фасон, материалы), их можно указать в описании. Туда же можно вставить и дополнительные изображения.

    Зачем же нужны другие характеристики, ведь можно все оставить текстом в Описании?

    Причин выделения характеристик товара в отдельные поля может быть несколько:

    • Иногда нужно сделать поиск (и потом сравнение) товаров по каким-то специальным свойствам. Например, одежду ищут по размерам, шины по радиусу, жесткие диски для компьютера по числу гигабайт, а офисные стулья по материалу обивки. 
      Если вам нужно, чтобы какая-то характеристика товара использовалась на сайте отдельно (в поиске, сравнении, группировке, при подборе аналогов товара), ее нужно делать отдельным полем.
    • Иногда нужно оформить карточку товара, выделив определенные поля. Например, если вы продаете электронику, может потребоваться крупно указать ее номер в Росреестре. Если у вас скидки и распродажа, было бы хорошо написать зачеркнутым старую цену и крупно новую.
      Если вам нужно, чтобы какая-то характеристика товара выводилась в особом оформлении (цвет, шрифт, положение, стиль), ее нужно делать отдельным полем.

    Создание нового поля у товара (текстовые, числовые, картинки, файлы) – простая задача. Нужно подумать вместе с разработчиком и выбрать нужные.

    Некоторые поля могут быть необязательными для заполнения.

    Технических ограничений на число полей не существует.

    Что такое типы товаров и зачем они нужны?

    Часто бывает, что в одном магазине продаются разные товары. Например:

    • автомобильные колеса и масла.
    • мебель и фурнитура к ней
    • лампочки и выключатели

    У автомобильных колес и масел разные свойства. Например, фляга с автомобильным маслом имеет объем в литрах, а автомобильное колесо имеет диаметр в дюймах.
    Чтобы покупателю было удобно, нам потребуется организовать для каждого типа товаров поиск по его характеристикам. Это можно сделать, только выделив типы товаров и проработав логику работы с каждым.

    compare.jpg

    Могут быть и другие причины, когда требуется выделение типов товаров и проработка каждого отдельно. Например: в магазине одежды некоторые товары имеют две основные картинки (платье - фотографию с лица и сзади), а другие – нет (рубашка – достаточно лицевой фотографии). Нужно, чтобы дизайнер при разработке магазина учел это и подготовил два макета карточки товара. Соответственно нужный макет будет выбираться в зависимости от типа.

    Товары разных типов не мешают друг другу: они могут участвовать в одном заказе, просматриваться в единообразном дизайне.

    Технических ограничений на количество типов товаров, продаваемых в одном магазине, не существует.

    Разделение товаров на типы – серьезная задача, ее нужно решить как можно раньше.

    У нас структура каталога в 1С и на сайте разная!

    Я уже писал о том, что 1С предназначена для решения задач учета. От сайта же в первую очередь требуется качественная презентация товара, а его связь с учетной системой вторична и уж никак должна быть поводом для создания неудобств покупателю.

    Проиллюстрирую проблему на примере каталога магазина обуви.

    Допустим, у нас продается стильная и спортивная обувь производителей Ecco и Ralf Ringer.

    Фирма получает товары разных производителей от разных поставщиков. Бухгалтер формирует справочник номенклатуры товаров соответственно этим поступлениям. Каждый год поставщики обновляют ассортимент и бухгалтер создает подгруппы для каждого года. Внутри этих групп размещаются товарные позиции.

    Для удобства покупателя каталог надо структурировать иначе. Покупатель должен отвечать сначала на самые простые и приятные ему вопросы. В нашем случае это пол и стиль (производителя он выберет потом, когда увидит конкретные модели).

    Сайт

    Как видите, даже такой простой пример показывает, что структура групп на сайте и в складской программе – разная.

    К сожалению, при поверхностном изучении этих вопросов делается серьезная ошибка – каталог слепо импортируется на сайт интернет магазина в Москве таким, как он есть, что крайне неудобно для покупатели.

    Допустим, при запуске магазина вы сформируете удобные группы и заполните их товарами. Однако вам может потребоваться автоматическое обновление информации о ценах и наличии в соответствии с данными 1С.

    Получается, что нужно как-то научить 1С и сайт разбираться и не путать товары.

    Это решаемая техническая задача. Главное чтобы заказчик и разработчик заранее поняли что она есть и разобрались в сути вопроса.

    Есть несколько способов решения этой задачи, их описание выходит за рамки нашей статьи.

    «Мы хотим, чтобы один товар находился сразу в нескольких группах. Давайте скопируем?»

    В самом простом случае каждый товар расположен в одной конкретной группе.

    Например, если в нашем магазине обуви каталог структурирован по полу покупателя и цвету обуви, так и будет:

    В самом деле, сложно себе представить, что какая-то пара будет и мужской, и женской, или и черной, и белой одновременно.

    Но на практике очень часто встречаются каталоги, где деление на группы удобно покупателю для поиска, но не однозначно. Например, если каталог выглядит так:

    , то розовые и голубые вещи отнести к конкретной группе легко, а вот некоторые модели (например, зеленые комбинезоны и коричневые пижамы) можно отнести как к одежде для мальчиков, так и к одежде для девочек.

    Ничего плохого или странного в этом нет. Если так надо, значит, ваш интернет-магазин должен это уметь.

    Часто в 1С уже существуют копии товаров или иные странные решения. Дело в том, что размещение товара в нескольких группах каталога на сайте – вещь нормальная и даже обычная, а вот в большинстве редакций 1С одному товару может быть назначена только одна группа номенклатуры.

    Какие есть решения этого вопроса при создании интернет-магазина? Начнем с самых плохих и перейдем к самым разумным:

    1. создать копию товара в другой группе. Казалось бы, все хорошо, товар можно найти и там и там. На самом деле это плохой вариант:
      • у копии будет другой уникальный номер
      • при продаже у копии может оказаться другое значение складского остатка (наличие), и тогда никто не поймет, сколько же на самом деле этого товара есть
      • копия занимает дополнительные ресурсы на сайте (место)
      • при обновлении информации придется обновлять во всех созданных копиях
      • образуются копии страниц, которые не нравятся поисковым машинам.
    2. поставить ссылку. Это решение, которое часто предлагают сами заказчики магазинов: в группе для мальчиков поставить ссылку на товар из группы для девочек. К чему это приводит:
      • ссылка на другой товар не выглядит как карточка товара, и человек, привыкший к интерфейсу магазина, такую ссылку просто не замечает, игнорирует;
      • Если человек искал одежду для своего сына и просматривал «мальчиковую» одежду, он вдруг (скорее всего не отследив момент перехода) окажется в «девочковом» разделе. Ему это будет непонятно (а значит, и неприятно).
    3. Какое же правильное решение? 
      • Решение простое и бесхитростное. Товар просто должен принадлежать обеим группам. Он должен показываться с одним номером и в той группе, и в этой. 
      • Хорошие современные системы, применяемые для создания интернет-магазинов, это могут. 

    Спрашивайте разработчиков.

    А у нас есть одна модель разных цветов и размеров, и у них разные цены, массы и складские запасы

    Речь пойдет об одном из самых серьезных, сложных и потенциально проблемных вопросов. На языке специалистов это называется «товарные предложения», «цветоразмерные вариации», «SKU».

    Что же это такое? Давайте разберемся на примере все того же магазина обуви.

    Допустим, у нас есть конкретная модель обуви.

    Какие характеристики у нее есть? Название, цена, количество.

    А размер? Есть размер. Нет, размер есть, но не один, их много. Наверное, есть список доступных размеров.

    Вроде бы разобрались.

    Допустим, приходит покупатель и хочет заказать одну пару 43 размера. Она у нас есть, наверное. Или нет? Всего у нас 6 пар, мы это знаем. А сколько у нас пар 43 размера? Вопрос. Получается, мы должны хранить количество пар каждого размера.

    Это важнейший нюанс, который заставляет совершенно иначе посмотреть на всю логику организации хранения товаров в каталоге магазина.

    У нас есть характеристики, относящиеся к модели. В нашем примере название (в реальности это еще производитель, материал, описание). Часто это еще цена, фотография, артикул (если эти характеристики не меняются для цветоразмерных вариаций).

    И есть характеристики, относящиеся к конкретной цветоразмерной вариации (товарному предложению, SKU). Это размер, цвет, иногда – масса (если масса меняется существенно и она используется при расчете доставки), фотография и цена. Часто у вариаций свои особые артикулы.

    Что получается?

    Получается что для многих типов магазинов (одежда, обувь, любые товары, производящиеся сериями с небольшими отличиями) нужна другая структура: не Группа-подгруппа-товар, 

    а группа-подгруппа-товар-товарное предложение.

    Современные учетные программы (например, 1С:Управление торговлей) и платформы для создания интернет-магазинов (например, 1С-Битрикс) умеют работать с товарными предложениями.

    В каждом конкретном магазине работа этого механизма отличается особенностями. Их можно реализовать, если подумать об этом заранее. 

    Оцените статью
    14.06.2012
    Понравилась статья?
    Поделитесь ссылкой с друзьями и коллегами!

    Статьи по теме

    07.03.2023
    Дорожная карта внедрения платформы автоматизации оптовых продаж Про построение эффективных отделов продаж написано много крутых статей. Одни эксперты готовы сделать это за 10 шагов, другие предлагают многоэтапную эволюц...
    16.02.2023
    Как начать B2B-продажи онлайн - особенности и методы оптовой торговли После пандемии рынок e-commerce начал стремительно расти. Мы говорим не только о B2C, но и о B2B-сегменте. Многие крупные компании уже разглядели потенциал...
    10.01.2023
    Как битриксоиды в React уходили Приятно познакомиться, мы битриксоиды. Да-да, те самые которые: вообще не модные, пишут НЕ на Laravel и Symfony, ...
    10.01.2023
    Товарная дистрибуция 30 лет спустя. Как программисты изменили продажи крупного бизнеса «Я думал, что буду строить банк, а на самом деле построил ИТ-компанию» Олег Тиньков, безработный Есть такая штука — товарная дистри...
    10.01.2023
    Как мы решили выпускать собственный продукт через CustDev и у нас получилось Собственный продукт как фиксация компетенции  В развитии крупных компаний-аутсорсеров наступает момент, когда они уже обросли опытом и компетенциями ...
    19.12.2022
    Учимся настраивать свою почту, не наступая на чужие грабли: Postfix + msmtp + сайт Привет, меня зовут Никита, я backend-разработчик в компании ИНТЕРВОЛГА. Работаю в компании уже 3 года, и за этот срок достаточно часто мне приходилось вози...

    Мы работаем по одному из двух форматов:

    • аренда команды (от 2 человек, не менее 3 месяцев);
    • итерации с фиксированной ценой (1-3 месяца длительностью).

    ИНТЕРВОЛГА предоставляет:

    • регулярные онлайн-планерки с заказчиком;
    • квалифицированных специалистов;
    • организованную команду (находятся в одном помещении, что упрощает решение рабочих вопросов);
    • полную прозрачность и регулярность отчетов о результатах.

    Для доработок и развития мы предлагаем формат 100 часов в месяц. Что можно сделать за это время:

    • новые нетиповые страницы или раздел;
    • 2 отчета с индивидуальными настройками;
    • 3-5 веб-сервисов интеграции;
    • замудренный калькулятор и т.п.

    Поддержка «чтобы все работало как часы» стоит 45 тысяч рублей в месяц и описана тут.

    Хочешь получать лучшие статьи от INTERVOLGA раз в месяц?
    Подпишись на рассылку — спамить не будем