Что такое интернет-магазин. Термины и возможности

672_original.jpg  

В нашу компанию часто обращаются люди, которые хотят создать интернет-магазин или просто интересуются тем, что это такое и чем может быть им полезно. Тема интернет-магазинов сейчас одна из самых горячих в веб-разработке. 

При этом понятие интернет-коммерции и онлайн-торговли весьма сложное и размытое, в разных ситуациях в него вкладывают разные смыслы. 

Интернет-магазинов существует великое множество, и толком понять, что в таком сайте должно быть обязательно, а что является экзотикой, непросто. 

Мы хотим помочь разобраться. Мы напишем несколько статей, максимально раскрывающих эту тему. 

Сегодня мы предлагаем вам первую статью этой серии. Интернет-магазин это сайт, торгующий товарами или услугами в интернете. Позволяет пользователям сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа в сети Интернет. Интернет-магазины бывают простые и сложные. Затраты времени и ресурсов на сложный магазин в десятки раз больше, чем на простой. В этой статье мы хотим кратко осветить базовые понятия интернет-магазинов.

Основа

В простом случае интернет-магазин – витрина, где можно найти товар и изучить его характеристики, а затем прийти в традиционный реальный магазин или сделать заказ по телефону. Во многих случаях именно таким набором функций и надо ограничиться. Без товаров магазина не бывает, а без всего остального можно обойтись.

Наполнение каталога товаров

Чудес не бывает, и хорошо оформленный каталог товаров сам на сайте не возникнет. Его туда нужно поместить. Для этого есть два основных способа: ручной ввод и автоматизированная загрузка. Ручной ввод является трудоемким способом (на каждый товар тратится от нескольких минут до нескольких часов). Источником данных для автоматизированной загрузки может быть программа 1С или другая база данных, файл Microsoft Excel или любой электронный источник, где товары описаны по некоторому шаблону. Трудоемкость организации автоматизированной загрузки зависит не от числа, а от разнообразия и сложности описания товаров. Часто ручной ввод и автоматизированную загрузку комбинируют (например, загружаются только цены и остатки, а фотографии и описания вводятся вручную).

Форма заказа

Форма заказа на сайте позволяет упростить покупателю заказ, не вынуждая его звонить или приходить в физический магазин. Пример сложной формы заказа (движок Drupal):

769_original.jpg

Форма заказа может быть отдельной страницей сайта или размещена на странице каждого товара. После заполнения формы заказ отправляется на электронную почту сотруднику магазина, который связывается с покупателем. Дальнейшее общение может идти без использования сайта интернет-магазина.

Корзина заказа

Форма заказа удобна, если покупателю всегда нужен один товар. Если же нужно приобрести несколько товаров, то заполнять форму заново для каждого товара будет неудобно. Иногда покупателя призывают запоминать номера товаров и вводить их в описание заказа. Это тоже неудобно. Для облегчения выбора нескольких товаров применяется корзина заказа. Этот механизм позволяет перемещаться по сайту и выбирать товары. При этом сайт показывает, сколько товаров уже добавлено в корзину.

1069_original.png
Обзор корзины на странице сайта.

По окончании выбора можно уточнить количество каждого товара и только потом оформить заказ на всю покупку.

1384_original.png
Страница корзины на сайте.

Процедура получается более длинная, чем с формой заказа. Для использования корзины пользователю не обязательно регистрироваться на сайте.

Оплата

Можно организовать оплату покупателем заказа через Интернет, без личного посещения магазина или банка. Для приема оплаты обычно применяются посреднические сайты. Они обеспечивают процесс списания денег со счета покупателя и передачу их продавцу. Это делается по двум причинам:

  1. реализация механизма оплаты технически весьма сложна, и учитывая важность этой операции, владельцам и разработчикам магазина рекомендуется использовать проверенные механизмы, вместо разработки собственных;
  2. покупатель из страха потерять свои деньги не захочет вводить платежные реквизиты на неизвестный ему сайт.

Оплата в интернет-магазине

Доставка

Покупатель может на сайте указывать, куда нужно доставить товар. Сайт передает эту информацию службе доставки. Сайты могут в зависимости от цены, массы и габаритов заказа рассчитывать время и цену доставки. Сайт также может отслеживать стадию доставки товара. В этом случае этап «отгрузки товара» будет включать службу доставки.

оплата и доставка в интернет-магазине

Учет наличия и местоположения товара

Если сайт принимает оплату и организует доставку товара, то товар должен быть доступен на складе продавца в нужном количестве. Сайт может получать информацию о том, на каком складе находится товар и в каком количестве, из складской учетной системы. Сайт с определенной периодичностью связывается с программой складского учета и получает от нее данные о состоянии склада, а обратно передает информацию о заказах.

интеграция с системой складского учета

Бронирование

Допустим, покупатель выбрал товар и хочет его купить. Однако оплачивать он будет наличными при получении на складе. Тогда может возникнуть ситуация, при которой товар, который был на сайте в момент выбора, будет продан другому покупателю к моменту приезда первого. Эта ситуация – пример коллизии, ошибки в работе магазина. Чтобы ее избежать, можно бронировать (помечать как запрещенный к продаже) тот товар, который выбрал первый покупатель. При этом можно уменьшать количество доступного для бронирования товара. Если товар своевременно не выкупается, через определенный период бронь снимается и товар снова может быть продан другому покупателю. Работа механизма бронирования связана с множеством технических и организационных нюансов. Описанная коллизия может быть разрешена и другими способами.

Отложенный заказ

Бывает, что покупатель выбрал товар, который в данный момент отсутствует на складе. Для удобства покупателя можно предложить ему оставить предварительный заказ или подписаться на уведомление о том, что товар появился в наличии. Эти возможности повышают удобство использования интернет-магазина и лояльность покупателя.

Регистрация и личный кабинет

Если покупатель становится постоянным клиентом интернет-магазина, ему может быть неудобно каждый раз вводить все данные о себе. Можно предложить ему зарегистрироваться и этим упростить дальнейшие заказы. Это позволяет покупателю экономить время, а магазину – больше знать о том, что покупает каждый клиент и как он это делает. На сайте можно организовать личный кабинет покупателя, где показывать историю заказов.

Скидки, бонусы, акции

В современной торговле активно применяются такие инструменты построения длительных отношений с покупателями, как предоставление скидок постоянного клиента, бонусные программы и акции. Сайт интернет-магазина – удобный инструмент для этой цели. Сайт может вести статистику заказов, которые делает покупатель. Далее по заложенной в сайт логике можно предоставлять скидки и дарить подарки. Интернет-магазин также может применять к заказам купоны на скидки, которые распространяются через популярные купонные и скидочные сервисы.

Типы цен

Магазин может работать одновременно с оптовыми и розничными покупателями, дилерами и постоянными партнерами. У разных покупателей могут быть различные цены на один и тот же товар, и таких типов покупателей может быть много. Сайт может показывать каждому покупателю его цены.

Отзывы

«Сарафанное радио» – один из самых простых и эффективных методов маркетинга. Люди склонны доверять не прямой рекламе, а отзывам других покупателей. На сайте можно сделать возможность оценивать и комментировать каждый товар. При необходимости у администратора сайта остается возможность редактирования отзывов.

Лидеры продаж

На сайте можно показывать список товаров, которые пользуются наибольшим спросом. При этом эти товары можно отбирать как по реальной истории заказов, так и по выбору администратора.

Сравнение товаров

Часто покупатель выбирает между несколькими близкими товарами. Этот выбор он делает, сравнивая характеристики, цены, отзывы. На сайте можно сделать возможность вывести на одной странице несколько товаров для удобного сравнения. Такой выбор, если он удобен, повышает шансы на покупку одного из товаров.

Рекомендованные товары

Сайт может в зависимости от истории покупок или того товара, который сейчас изучает покупатель, рекомендовать ему тот или иной товар. Например, при выборе письменного стола посоветовать купить еще стул. Этот инструмент может быть как удобным покупателю, так и выгодным продавцу.

Интеграция с Яндекс.Маркет

Яндекс.Маркет – специализированный сервис, предоставляющий удобный поиск и информацию о товарах. Со страниц Яндекс.Маркета можно перейти на страницу интернет-магазина, где можно купить товар. Яндекс.Маркет может привести много посетителей. Это небесплатно, и экономический эффект нужно оценивать индивидуально. Для того, чтобы товары появились на страницах Яндекс.Маркета, нужно чтобы магазин формировал специальный файл с каталогом товаров.

2521_original.gif

Аффилиатские программы

Интернет-магазин может привлекать партнером, дилеров, схожие сайты (такие дружественные сайты называются аффилиатами) для продвижения своих товаров и развития продаж.сайтах, объем продаж через них. Отношения с аффилиатами могут включать как публикацию своих товаров на других сайтах, так и учет переходов с этих сайтах, объем продаж через них.

Выводы

Интернет-магазин может иметь любую из перечисленных возможностей или все сразу. Чем больше функций, тем магазин сложнее в поддержке и развитии и шире его возможности. Интернет-магазин – один из самых сложных видов веб-проектов в техническом, организационном и маркетинговом смысле. В то же время хороший магазин, созданный вопреки всем трудностям, может быть эффективно работающим современным доходным инструментом. В основе прибыльности – низкая стоимость владения, круглосуточный и круглогодичный режим работы, большой простор для автоматизации, масштабируемость. Существует масса примеров успешных интернет-магазинов, запущенных как огромными корпорациями, так и представителями малого бизнеса в регионах.

Комментарии (0)